982

 

«НЕСКОЛЬКО ШТРИХОВ К ПОРТРЕТУ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ»

Ольга Дидух

 

Если спросить у прохожих, каких современных российских поэтов они знают, вряд ли прозвучат фамилии хотя бы пятерых из них. В лучшем случае назовут Ахмадуллину, Быкова и Вознесенского. В худшем — виновато зальются румянцем и озадаченно поморщат свой лоб.

Времена, когда юные девушки зачитывались Цветаевой, сидя на подоконнике, когда в каждой советской семье стоял шкаф, заполненный классиками, — отступают все дальше…

 

Сегодня, в эпоху нелиричного интернета, важную роль стало играть не знание, а способность молниеносно находить информацию. Наш мозг, являясь самым пластичным человеческим органом, в соответствии с нынешними реалиями – перестраивается под новый сценарий. Эта перестройка приводит к неспособности концентрировать внимание на чем-то одном. Мы перескакиваем с сайта на сайт, прогуливаемся по всем существующим телеканалам, обкусываем новости, и, не дожевывая, хватаемся за свежую порцию сериала. Поэзия же такого несварения не прощает. Она всегда готовилась, и будет готовиться исключительно для гурманов. Читая стихотворение второпях, вряд ли удастся распробовать каждый имеющийся в нем ингредиент.

Так же, эта «мозговая перестройка» приводит и к другим, не менее значимым для общества стихийным последствиям: к ухудшению памяти, обнищанию словарного запаса и увеличению малограмотности среди подрастающего поколения. Ведь ничто не выметает лучше стиха, этот портящий русского человека мусор.

К сожалению, в век скорости, онлайн режимов и высоких информационных технологий, поэзия теряет своих почитателей, а оставшимися гурманами, как правило, являются сами поэты, их критики, студенты театральных вузов, состоявшиеся актеры, люди советского поколения, интеллигенция и немногочисленная аудитория романтиков.

Для самих же поэтов, всемирная паутина открывает все возможные и невозможные двери для выхода их творческих инициатив на публику, при этом, поставив сложно решаемую задачу – не затеряться в литературной толпе.

Молодые, яркие и неординарные поэты Ах Астахова, Дмитрий Воденников и Вера Полозкова, успешно

справляются с решением этой задачи и приходят с готовым ответом на сервис YouTubе, где опубликовывают свои стихотворения в новом, более понятном для неискушенного читателя видео-формате. Здесь, читатель превращается в зрителя, а вместо черных печатных букв и бумаги видит подобранные картинки, вместо внутреннего голоса, слышит голоса самих авторов, вместо тишины — тихую неназойливую фоновую музыку. На этом же сервисе можно найти сатирический проект, с многомиллионными просмотрами, под названием «Гражданин поэт», в котором Михаил Ефремов читает стихи, написанные Дмитрием Быковым в жанре политической сатиры.

На запрос «Сайты, где можно опубликовать свои стихи» поисковик google выдает 166 000 результатов. А на запрос «Подобрать рифму к стихам» 104 000. На известном портале «Стихи.ру» размещают свои работы более 600.000 авторов.

Некоторые поэты, такие например, как Борис Гребенщиков, Виктор Пеленягрэ, Симон Осиашвили, Лариса Рубальская, и другие, в связи с огромной популярностью музыки среди населения, обвенчали ее со своими стихами.

Мало кто сегодня не слышал песен: «Не сыпь мне соль на рану» или «Как упоительны в России вечера». Зато многие, не слышали и не читали остальные стихи этих современных и довольно известных российских авторов.

 

Что выше – слово или музыка?

Сегодня песен плодородие,

А стих томится вроде узника

В роскошном карцере мелодии…

(Владимир Корнилов)

На помощь труженикам пера приходят и специализированные поэтические журналы, такие как «Арион», «Зинзивер», «Футурум АРТ» «Воздух», «Дети Ра» и «Журнал ПОэтов».

Существует немало литературных премий, конкурсов, фестивалей, клубов, салонов и кружков. В одной Москве каждую неделю проходят десятки поэтических вечеров. «Салон изящных искусств» предлагает всем желающим насладиться интеллектуальным досугом, а смелых поэтов одаривает минутами славы и необходимой для любых дарований обратной связью с жюри. Поэт Арс-Пегас, лидер группы «Аморальное блюдечко», автор трёх поэтических сборников, обладатель литературной премии имени Демьяна Бедного и победитель Всероссийского открытого фестиваля молодых поэтов «Мцыри» имени М.Ю.Лермонтова, успешно гастролирует со своей программой по всей России и проводит литературные понедельники «ЛитПоны» в Москве.

Проект «Поэтарий», разработанный с целью популяризировать поэзию на территории нашего государства, дает шанс начинающим поэтам быть опубликованными, услышанными, и увиденными столичной аудиторией на одной из площадок города.

 

В подобном водовороте стихов сложно не захлебнуться простому читателю. Он чувствует себя неуютно, растерянно и неловко. Он знает мало имен, не доверяет критикам, с трудом отличает графоманов от одаренных и вряд когда-нибудь догадается, кого беспощадное время все-таки сделает классиком. Когда с книжных полок поглядывают Ахматова, Пушкин, Бальмонт, Вознесенский и Пастернак, редко рука непрофессионального читателя потянется к малознакомым, чужим и еще не признанным временем фамилиям.

 

У меня насчёт моего таланта иллюзий нет.

В нашем деле и так избыток зазнаек.

Я поэт, но на фоне Блока я не поэт.

Я прозаик, но кто сейчас не прозаик?

(Дмитрий Быков)

 

Валерий Брюсов писал, что в поэзии слово – все; в прозе слово – только средство. Из этого следует вывод: пока русское слово живет, будет жить и русский стих. Разве можно усомниться в этом выводе, если его подтверждают самые сильные представители современной поэзии, посредством своего творчества: Алексей Цветков, Иван Жданов, Тимур Кибиров, Сергей Гандлевский, Лев Лосев, Виктор Соснора, Константин Кедров, Бахыт Кенжеев, Сергей Жадан, Игорь Иртеньев, Лев Рубинштейн, Ольга Седакова и многие другие.

Трагедия сегодняшней поэзии в том, что пишущих  довольно много, а читающих невероятно мало… Жизнь современного человека усложняется, ускоряется и в одночасье меняется. Плотный график, усталость, необузданные желания, тысячи планов, сотни бытовых заноз и безумное стремление обогнать всех бегущих, не оставляют на чтение серьезной литературы ни достаточно времени, ни умственных сил, ни желания. Среднестатистический житель России, вернувшись, с работы домой, скорее, схватится за пульт от телевизора, нежели за томик лирических стихов. На выходных, его культурные мероприятия ограничатся походом в кино, на какую-нибудь выставку, спектакль или концерт.

 

0_37276_9259c0d0_L

Поэтому сегодня, на фоне визуальных, аудиальных и синтетических видов искусства, современная поэзия выглядит беспризорной, голодной и осиротевшей.

Любое искусство создается для общества, требуя отклика и обратной связи. К сожалению, из-за всех выше перечисленных социальных процессов, живые, современные баловни муз ощущают себя заброшенными, невостребованными и ни кому не нужными. Нынешние реалии добавляют жирную частицу «не» в знаменитую фразу Евгения Евтушенко «Поэт в России больше чем поэт». Не больше, если о живых, как об усопших вспоминают раз в год: 21 марта во всемирный день поэзии.

 

Пора принять нам свой жребий

и честно с собой говорить.

Тоска? Что бывает нелепей!

Не лучше ль покорно поплыть

к единственной видимой цели —

к перу и бумаге в столе.

Когда-то нас вспомнят: мы пели

на этой красивой и страшной земле.

(Валентина Синкевич)

 

119408196_4514961_da_zdravstvyet_melodizm