Не Пушкиным единым

13.05.2022

21 марта, во Всемирный день поэзии, учрежденный ЮНЕСКО, состоялся первый Всемирный поэтический онлайн-фестиваль. Организованный при поддержке Института языкознания РАН и Фонда общественных и культурно-просветительских инициатив им. Константина Бальмонта, он стал первым Всемирным поэтическим онлайн-фестивалем такого масштаба: весь день на портале мероприятия велись трансляции со всех уголков земного шара – от Китая до Латинской Америки, от Северной Европы до Африки южнее Сахары. Мы решила вспомнить, какую роль играла поэзия на страницах русской печати.

Поэзия всегда занимала видное место в истории отечественной журналистики. Первые стихотворения появились в прессе уже в 1733 году, когда в приложении к первой в России газете возник первый в истории русской печати литературный отдел. «Примечания…», издававшиеся при газете «Санкт-Петербургские ведомости», можно по праву считать прообразом первого русского журнала. В приложении публиковались стихотворения родоначальников отечественной поэзии: главного теоретика русского классицизма Василия Тредиаковского и основоположника русской науки Михаила Ломоносова. Ода Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» была опубликована в 1741 году именно на страницах «Примечаний..». Благодаря востребованности жанра торжественной «оды» поэзия оказалась неразрывно связана с государственным величием в русской литературе и прессе. Неотъемлемой частью периодики XVIII века были и, так называемые, «устоявшиеся» поэтические жанры: сонеты – стихотворения из 14 строк, обладающие определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами, и рондо – восьмистишья, содержащие 13 (15) строк и 2 рифмы. Через стихотворную форму первые русские поэты на страницах газет и журналов выражали свои самые возвышенные и сокровенные чувства и мысли.

Однако все большую популярность завоевывали среди писателей и читателей новые, сатирические формы поэтического творчества: эпиграммы, эпитафии, стансы, мадригалы и басни.

На последней полосе заключительного номера первого в России частного журнала «Трудолюбивая пчела» редактор-издатель Александр Сумароков поместил сатирическую эпитафию по случаю «конца Трудолюбивой пчелы». Именно в такой саркастически торжественной художественной форме поэт решил попрощаться с читателями как издатель: «Для множества причинЪ, / Противно имя мне Писателя и чинЪ; / Съ Парнасса нисхожу, схожу противу воли; / Во время пущаго я жара моего, / И не взойду, по смерть, я больше на нево: / Судьба моей то доли. / Прощайте музы на всегда! / Я более писать не буду никогда».

Высокого мастерства в искусстве сатиры достиг Иван Андреевич Крылов: даже в прозе, литературно-художественном сатирическом журнале «Почта духов» находит он возможность нанести своим врагам сокрушительный удар хлесткой рифмой. В письме волшебнику Маликульмульку гнома Буристона, Крылов использует именно поэтическую форму, чтобы передать всю комичность и жалкость положения своего заклятого врага: «Прошу ж покорно, накажите за пасквиль моего врага/ И впредь указом запретите/ писать сатиры на рога».

XIX век называют «Золотым веком» русской поэзии: время формирования русского литературного языка. Дискуссии вокруг новых течений в литературной жизни России из закрытых кружков и салонов переместились на страницы литературных журналов. Стихотворения Жуковского, Вяземского, Пушкина, Батюшкова и других великих поэтов того времени открывали номера журналов. Именно такого порядка изложения – поэзия и только затем, проза – придерживались редакторы журналов на протяжении всего XIX, а затем уже начала XX века.

Трансформируется роль «толстого» журнала, появляются журналы «тонкие», в которых все большую роль начинают играть иллюстрации и фотографии, но по-прежнему поэзия не сходит со страниц периодической печати. Для современного читателя созвездие имен поэтов Серебряного века, публиковавших свои стихи на страницах Миролюбовского «Журнала для всех» – Александр Блок, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый – кажется ослепительным. Однако в 1904 году они не были так известны, многие только начинали свой творческий путь, их стихи были трудны для понимания даже интеллигентному читателю, не говоря о тех, на кого «Журнал для всех» был рассчитан.

Первый номер посвященного искусству журнала Всеволода Мейерхольда – «Любовь к трем апельсинам» гласит: «Появляясь перед публикой, мы ничего не скажем о своих целях и намерениях, не выставим никаких программ. Говорить мы будем о себе и о своем, иногда и о чужом, поскольку оно нам интересно». Открывало номер от 1914 года лирическое стихотворение Анны Ахматовой, посвященное Блоку. Журнал «Любовь к трём апельсинам» был печатным органом экспериментальной лаборатории Мейерхольда, где зарождались идеи режиссёрского театра 1920-х и биомеханики — оригинальной техники актерского мастерства. Именно поэзия, которая занимала в журнале наибольшее количество полос, оказалась для новатора самой подходящей формой для выражения своих идей, поиска сподвижников и объединения последователей.

В обстановке перехода от «политической весны» к сумеркам столыпинской реакции в 1908 году возникло в истории отечественной журналистики новое, небывалое явление – «Сатирикон» и сатириконская поэзия. «Сатирикон» появился, чтобы вернуть в журналистику и литературу «смех – волшебный алкоголь», по выражению одного из самых талантливых поэтов-сатириконцев Саши Черного. Известный литератор Амфитеатров считал, что поэты-сатириконцы были порождены «петербургской улицей» и их творчество стало «попыткой создать новую полуинтеллигентную музу, усвоив и облагородив ходовые и любимые массою манеры стиха».

С развитием периодической печати и ростом числа отраслевых газет и журналов в 1920-1930-е годы, поэзия начинает постепенно вытесняться со страниц советских изданий, но уже в первые дни Великой отечественной войны роль поэзии как самой эмоциональной по воздействию формы художественного творчества оказалось неоценимой. Поэзия отвлекала людей от ужасов войны, дарила надежду, отражала переживания потерь и разлук, давала веру и поднимала боевой дух. Поэма Александра Твардовского «Василий Теркин» начала печататься в 1942 году в газетах и была закончена в 1945-м. Твардовский начал работать над поэмой ещё до войны, будучи военным корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины», но образ главного героя сложился окончательно уже на фронте. Василий Тёркин, хоть и был вымышленным героем, но стал близким человеком для бойцов. Ситуации и диалоги были узнаваемы, легко запоминались. А когда в 1943 году Твардовский хотел закончить поэму, ему пришло множество писем, в которых читатели просили продолжения историй о Василии Тёркине. А стихотворение Константина Симонова «Жди меня» – самое известное военное поэтическое произведение было первоначально напечатано в газете «Правда».

Цифровой XXI век стремительно меняет облик периодической печати. Современной поэзии становится крайне сложно прорваться на страницы глянцевых журналов и информационных газет. Развитие социальных сетей и мультимедийных форматов подачи информации тоже не способствуют росту популярности современных поэтов. Тем временем литераторы уверены: именно поэзия наиболее точно способна отразить дух времени.
Фестиваль Poesia 21, проведенный в разгар пандемии коронавируса, не только символически отразил дух времени, но и стал своеобразным «мостом» между странами, в период, когда границы закрыты и нет возможности общаться вживую. 370 поэтов из 95 стран приняли участие в фестивале, многие стихотворения были переведены на другие языки при поддержке поэтов, лингвистов и волонтеров, которые занимались литературным переводом стихотворений. Передать идею стихотворений при помощи различных стилистических фигур, избегая при этом рифмы как в середине, так и в конце строк, оказалось не простой, но очень интересной задачей, ведь поэзия – ключ к пониманию мировоззрения и эпохи.

Марина Крынжина
по материалам газеты «Международник»