Проект «Мобильный театр»

13.05.2022

Театр – зеркало души

ще со времен античности у театра была и воспитательная миссия, задача эстетического и морального воспитания. По мнению Вольтера, «ничто не стягивает теснее узы дружбы, чем театр». Великий немецкий драматург Фридрих Шиллер утверждал, что «театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу» человека.

Театр всегда был и по-прежнему остается незаменимым инструментом социализации молодежи. Посещая театральные постановки, подрастающее поколение осваивает знания, нормы, ценности, принятые в той или другой общности людей, культуре. В ходе игры актёры и зрители обмениваются настроениями, чувствами, идеями и представлениями. Благодаря этому происходит становление личности. Ни одна другая форма искусства не может похвастаться возможностью прямого диалога со зрителем.

Спектакль, с одной стороны, ведёт диалог с пьесой, но с другой – со зрителем. Это два разных диалога, и спектакль раскрывается в них по-разному. Ни одно из искусств не связано так непосредственно с реакцией аудитории, не реагирует на эту реакцию столь немедленно и активно, как театр. Сама возможность диалога – одно из важнейших и труднейших завоеваний культуры, и потеря диалога со зрителем – гибель театральной культуры.

Юрий Лотман

Театр – для масс?

Существует мнение, что театр не относится к числу самых популярных искусств у молодёжи. И современные социологические исследования это подтверждают. По данным Фонда Общественного Мнения, театром увлекается в среднем только 6% людей в возрасте 14–25 лет. Причины снижения интереса к этому виду искусства одни видят в его архаичности, другие – в дороговизне билетов, третьи – в потребительских приоритетах молодого поколения.

Массовая культура, которая распространила свое влияние на все виды искусства, диктует правила, которые должны соблюдать деятели культуры, чтобы быть коммерчески успешными и конкурентоспособными в жестком мире рынка культурных продуктов, будь это музейный проект, театральная постановка или телесериал. Современные театры не только в регионах, но и в культурных столицах России – Москве и Санкт-Петербурге – вынуждены прилагать массу усилий, чтобы сохранить своего зрителя и привлечь нового, особенно молодого. Для этого используются всевозможные приемы рекламы и пиара. Театр стремится быть актуальным для современной аудитории, поэтому активно происходит переосмысление классики, в ходе которого постановщики до неузнаваемости меняют как персонажей, так и сюжеты оригиналов. Театр стремится быть зрелищным и даже эпатажным, чтобы соответствовать общему развлекательному тренду в культуре.

«Театр был Интернетом своего времени, модным острым и всеобщим! Сейчас он занял свою нишу, создал определенное весьма ограниченное пространство. У этого пространства есть некоторые особенности. Во-первых, столичные и провинциальные театры существуют в разных измерениях, во-вторых, зритель разделился, произошла стратификация аудитории. С одной стороны, появился просвещенный зритель, который ходит на «продвинутые» спектакли модных режиссеров, на интеллектуальные постановки. Таких зрителей, к сожалению меньшинство. С другой стороны, появился массовый зритель, для которого театр – это просто развлечение, такое же как поход в кино или ресторан, место релаксации. Поэтому театр, особенно в провинции, вынужден приспосабливаться, больше развлекать, а меньше заниматься высказыванием социальных или политических идей, размышлять о том, как меняется современная жизнь – этого стало очень мало. В столице эти уступки массовой культуре проявляются в меньшей степени, потому что здесь гораздо больше зрителей. Существуют театры, которые рассчитаны на интеллектуальную, думающую публику, но в провинции такое невозможно – для своего выживания театр должен развлекать».

Народная артистка России Жанна Романенко-Надеждина, актриса Самарского драматического театра драмы им. М. Горького

Зачем нужен «Мобильный театр»?

Театральная Россия вовсе не ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом. Зачастую самые интересные, смелые и порой даже скандальные спектакли ставятся в регионах. Театры живут здесь своей жизнью, которая не похожа на столичную, но по уровню творческого мастерства некоторые из них не уступают ведущим сценам страны. А главное – для публики они остаются любимыми.

Однако существует проблема: публика взрослеет, а притока зрителей среди молодежи нет. «Мобильный театр» решает две задачи. Первая – дает возможность новым режиссерам и молодым артистам проявить себя. Вторая – прививает представителям подрастающего поколения любовь к театру. Фонд Бальмонта готов поддерживать начинания инициативных, заинтересованных в развитии и сохранении культурного наследия деятелей театрального искусства по всей России. Разрабатывает проект создания театральных фестивалей, которые будут визитной карточкой не только региона, но и страны.

Благодаря проекту «Мобильный театр», молодые и начинающие артисты театров могут реализовывать свои самые смелые творческие идеи и представлять спектакли в самых разных уголках России. Творческая группа Фонда регулярно готовит свои постановки. Например, музыкально-поэтическое представление «Москва — Владивосток» (12+) – совсем недавно привозили в приморскую столицу. А премьера спектакля «Б/У», поставленного специально для основной труппы Мурманской детской театральной школы, с успехом презентовали в «столице» Заполярья.

Напутствие

Только искусство может вооружить душу иммунитетом против бескультурья, бездуховности, равнодушия и цинизма. От того как будет развиваться театр, во многом зависит будущее других искусств, а как следствие, будущее нашего общества в целом. Понимание театра как социального института не утратило своей актуальности, но сегодня театр переживает труднейший момент в своей истории, потому что телевидение, кинематограф и социальные сети, более рентабельные и популярные у массового зрителя, серьёзно потеснили театр. И для того, чтобы театральное искусство снова встало прочно на ноги, очень нужна как государственная, так и общественная поддержка.

Нравственное воспитание подрастающего поколения, социализация вступающих в жизнь молодых людей всегда были одной из важных проблем общества, а в современных условиях приобретают особое значение. Мы уверены, что благодаря нашему проекту театр может вновь стать реальным средством художественного и духовного воспитания.

Закончим стихотворением

«В театре»
В театре, где мы все – актеры мига,
И где любовь румянее румян,
И каждый, страсть играя, сердцем пьян,
У каждого есть тайная верига.
Чтоб волю ощутить, мы носим иго.
Бесчисленный проходит караван,
Туда, туда, где дух расцветов прян,
Где скрыта Золотая Счастья Книга.
Рубиново-алмазный переплет,
Жемчужно-изумрудные застежки.
Извилистые к ней ведут дорожки.
По очереди каждый к ней идет.
Чуть подойдет, как замысел окончен.
И слышен плач. Так строен. Так утончен.
К. Бальмонт