Проект «Русские полотна в мире искусства»

13.05.2022

«Мирискусники»

Такое название проекта выбрано не случайно. Творческое содружество «Мир искусства», а затем и один из первых художественных журналов с одноимённым названием, положили начало торжественному шествию русской культуры за границей.

Основная идея, которой на протяжении всей жизни руководствовался бессменный организатор и идейный вдохновитель объединения, первый продюсер от искусства Сергей Дягилев, – мировое значение русского искусства. Именно Дягилев познакомил мир с древнерусской иконой, русским портретом и современной живописью, с русской музыкой и оперой. Открыл Парижу мир новой сценографии и хореографии.

Свою деятельность по пропаганде русского искусства – живописи, классической музыки, оперы – Дягилев начал в 1906 году с организации в Париже, Берлине, Монте-Карло, Венеции выставки русских художников, среди которых были Бенуа, Добужинский, Ларионов, Рерих, Врубель и многие другие.

Его энергия и вера в важность поставленной задачи объединили самых значительных писателей и художников нового направления, ставших неоспоримыми классиками русской живописи, картины которых висят в лучших галереях мира, и литературы. Участвовал в создании «Мира искусства» и Константин Бальмонт.

Оказывалось, что русские спектакли нужны были не только для нас, для удовлетворения какой-то «национальной гордости», а что они нужны были для всех, для «общей культуры». Наши французские друзья только это и повторяли: вы-де приехали в самый надлежащий момент, вы пас освежаете, вы наталкиваете нас на новые темы и ощущения. И я лично уже тогда был убежден, что с «Русского сезона» 1909 г. может начаться нечто вроде новой эры во французском и общезападном театральном искусстве. И такая эра стала было действительно вырисовываться. Впечатление от русских спектаклей и больше всего от русского балета стало расти и сказываться во всевозможных явлениях — не только в театральных. Если же затем это действие как-то ослабело, если так и не получилось ожидавшегося нами расцвета западного театра, а народились вместо того многие, подчас и весьма уродливые ереси; если, в частности, в Париже, с одной стороны, рутина, с другой — все более упрочивавшийся снобизм задушили появившиеся было живые ростки, то виноваты в том те явления мирового значения, которые никак нельзя было тогда, в 1909 г., предвидеть. Скорее еще можно было удивляться тому, что русское балетное дело не только «выжило» в течение всего ужасного кризиса последних тридцати лет, но даже получило такое распространение, о котором раньше нельзя было и мечтать».

Александр Бенуа, «Мои воспоминания»

Современники в мире искусства

Век спустя мы оказались в ситуации, когда современное российское искусство практически не известно ни зарубежной аудитории, ни отечественной массовой публике. Насмотренный зритель знает многих художников из нашей страны, правда, в основном классиков.

Для того, чтобы вес русского искусства в международном художественном пространстве стал более ощутимым, необходимо вести всестороннюю разноплановую работу: предоставлять художникам возможность чаще путешествовать, активно взаимодействовать с иностранными кураторами, планомерно интегрировать русских художников в интернациональный контекст. Поэтому главная цель проекта – поддержать русских художников в намерении позиционировать себя и русскую культуру в целом как часть мирового процесса.

«Никакого специального интереса к русскому искусству на Западе сейчас нет — и давно уже нет. В 90-е годы был небольшой, но быстро наступило разочарование, когда стало ясно, что русские художники в целом — как и Россия — ничего особо нового не принесли <…> Вместе с тем есть большой интерес к России в целом, к ее истории и культуре, к тому, что происходит сейчас. Огромное число моих знакомых иностранцев и их студентов едут сейчас в Петербург на «Манифесту» (прим. – европейская биеннале современного искусства, в 2014 г. состоялась в России). Когда я их спрашиваю, зачем они едут, никто из них не говорит, что они хотят увидеть «Манифесту» или познакомиться с современными российскими художниками. Зато все говорят, что хотят понять, что такое Россия, ее культура и история — революция, сталинизм, блокада, современные события начиная с перестройки. Никакого ответа на эти запросы от современных русских художников они не получают. Тем не менее при всем при том мировая художественная сцена в новых лицах в принципе нуждается, поэтому отдельные молодые художники из России имеют какой-то шанс наравне со всеми. Меня постоянно спрашивают: кто ваши молодые художники, что они делают и что их интересует?»

Екатерина Деготь, арт-критик, куратор, искусствовед 2014 год

Задачи проекта сделать связи между художниками из России и других стран более устойчивыми, чтобы они больше общались между собой, в том числе и в рамках совместных мероприятий, подобных масштабной выставке, которая с успехом прошла в Турции в 2021 году и на которой впервые были представлены работы ведущих деятелей современной русской живописи. В Анкаре, Стамбуле, Аланье посетители получили уникальную возможность познакомиться с современной российской живописью и даже приобрести работы именитых художников. И наши усилия в этой сфере уже дают первые плоды: кураторы турецких выставок стали напрямую приглашать художников участвовать в национальных выставках и мероприятиях.

Участие русских художников в выставочной деятельности необходимо, поскольку международные экспозиции не только прославляют самого художника, но и поднимают авторитет русского искусства в целом.


Жемчужные тона картин венецианских
Мне так же нравятся, как тёмные цвета
Богинь египетских, видений африканских,
И так же, как ночей норвежских чернота.

Но там, в Норвегии, ещё есть ночь иная,
Когда в полночный час горит светило дня.
И яркие цвета, вся сила их земная,
В кровавых кактусах так радуют меня.

Что в мире я ценю — различность сочетаний:
10 Люблю Звезду Морей, люблю Змеиный Грех.
И в дикой музыке отчаянных рыданий
Я слышу дьявольский неумолимый смех.
К. Бальмонт